opiat_dvoika (opiat_dvoika) wrote,
opiat_dvoika
opiat_dvoika

Categories:

Президентский самолет разрушился в воздухе

                                         

Здравствуйте. Мы приветствуем вас в программе "10.04.2010. Факты" Магда Гронь и Александр Вержейский. Наш гость сегодня - профессор Петр Витаковский. Пан профессор - инженер, физик, математик, доктор наук в области строительства.
0.25. Профессор: Хочу заметить, что первая моя специальность, род деятельности - теория конструкций. Позже, в силу своей заинтересованности, я закончил университет по специальности "математика", потому что теория конструкций потребовала более глубокого знания математики, чем предлагает политехническое образование.
0.48 А В: Первый вопрос: когда вы, пан профессор, впервые поняли, что версия, которую расспространяют в медиа россияне и Комиссия по расследованию лётных происшествий, не соответствует действительности, и катастрофа не могла так выглядеть с точки зрения физики и математики?
1.05 Профессор: Тогда, когда увидел фотографии остова самолета, еще не перенесенные на летное поле. Просто куча обломков была на снимках. Думаю, все хорошо запомнили эти фотографии.
1.21 А В: Однако, сначала власти - и российские, и польские - имели кредит доверия. Твердили, что всё будет хорошо, и мы были уверены в их добросовестности. А когда ваш, пан профессор, кредит доверия был исчерпан?
1.33 Профессор: Тогда, когда я увидел часть отчета, представленного МАК. ( А В: 2011 год ) И тогда, когда ознакомился, в июле 2011 года, через несколько месяцев после отчета МАК ( он был представлен в январе 2011 ) с отчетом комиссии Миллера. Ожидали - уверен, не только я ждал этого - что отчет будет  совпадать с тем, что ранее было установлено Комиссией по расследованию летных происшествий. Этот материал был объединен в документе, который назывался " Комментарии РП 19.12.2010". Нужно заметить, что в расследовании Смоленской катастрофы,  польская и российская стороны постановили, не знаю, каким именно способом, что расследование должно проводиться в соответствии с правилами Чикагской конференции. В соответсвии с пунктом 13 этой Чикагской конференции .. ( правила касаются гражданской авиации. Но, поскольку " Северный" - это военный аэродром, существует мнение, что правила Чикагской коференции в данном случае применять нельзя - прим.переводчика )
2.41 А В: Вы тогда не принимали участия в расследовании, не были членом Комиссии по расследованию летных происшествий? И вы не занимались профессионально самолетами. Выводы комиссии Миллера были уже известны и пан профессор.. / М Г: Какие исследования вы проводили?
2.59 Как специалисту по теории конструкций, мне было очевидно, что отчет Миллера был попросту ошибочным. Не могло произойти таких деформаций, если события развивались, как было описано в отчете.
3.14 М Г: А вы контактировали с комиссией Миллера, пан профессор? Сообщили свои комментарии, поправки?
3.20. Нет. Если говорить о моих действиях, то я побеседовал с другими представителями науки. И мы решили, что каким-то способом должны принять участие, провести то, что можно назвать академическим следствием. Мы попробовали организовать такую научную конференцию. Получили отказы. В конце концов, те, кто так, как и я, хотели участвовать  в расследовании, приняли решение, что организуем эту конференцию сообща. Решили, что не возьмем ни от кого ни копейки.
4.08 М Г: А Подкомиссия Смоленская ( от Министерства обороны Польши ) использовала результаты ваших, проведенных частным образом, расследований?
4.21 Профессор: Мы представили наши расследования на четырех очередных заседаниях Подкомиссии. У нас был широкий спектр исследований. Около 100 рефератов.  Мы сделали полный фильм, объединили все наши выводы, этот материал доступен на сайте www. konferencjasmolennska.pl
4.40 А В: Ваша комиссия, ваша работа оказалась настолько важной, что уже не возникает сомнений в вашей трактовке событий.
5.00 Профессор: В конференции Смоленской приняло участие несколько сотен человек В одном комитете было 110 профессоров. В научном комитете 45 профессоров. Ряд участников приготовили рефераты, часто с помощью своих личных сотрудников.  Эта деятельность была абсолютно независимой, и  - подчеркиваю - проводилась в соответствии с научными принципами. Чтобы не было никаких сомнений: каждый реферат получал рецензию, и только после этого его допускали к докладу на конференции. А потом каждый реферат был напечатан. Получилось 4 тома материалов конференции.
5.46 М Г: Может, мы перейдем к тому, что происходит сейчас, на каком этапе находится расследование Смоленской катастрофы? Вы, пан профессор, были одним из первых, кто сказал, что в Ту-154 была серия взрывов...
6.03 Профессор: Если мы говорим про все те материалы, которые мы видим в этих четырех томах, на сайте - они укладываются в одну полную картину. После третьей конференции мы смогли сделать выводы. Они имеют вот такой вид ( показывает брошюру ) под названием " Что мы знаем о течении катастрофы Смоленской". Эти выводы были, после долгой дискуссии, приняты научным комитетом конференции, подписаны - не мной или еще кем-то, а научным комитетом конференции Смоленской. Почему я все это рассказываю. Важно понимать, что ход расследования таких катастроф, как Смоленская, должен происходить в определенной последованности, в 3 этапа. На первом этапе необходимо описать процесс катастрофы. И это научное задание. На втором этапе необходимо выяснить причины. И это научное задание. А на третьем этапе, когда известны причины, можно выявить виновников. Это уже не наша, ученых, задача. Смоленская конференция позволила нам определить, как протекал процесс катастрофы. Мы описали этот процесс. Расследование Подкомиссии Смоленской сейчас направлено на выяснение причин. Но процесс уже не изменится. Он установлен. Подкомиссия сейчас делает цифровые исследования. На наивысшем мировом уровне осуществляют компьютерное моделирование. В этом принимают участие ряд институтов - не только польских, но и заграничных. Мы должны определить, по каким причинам те или иные события могли произойти. В каждом случае, перед тем как прийти к результату, мы рассматриваем различные доказательства. Некоторые из них могут быть названы точными, некоторые - менее точными, а некоторые - сомнительными или даже фальшивыми. Та сторона, которую обвиняют, заинтересована в том, чтобы представить фальшивые доказательства, которые могли бы завести следствие в тупик. Мы должны проанализировать, какие из доказательств являются несомненными, а какие могут оказаться фальшивыми. Сомнению не подвергаются те доказательства, которые были зафиксированы на тысячах фотографий, снятых  разными людьми - место положения обломков и их деформация. Это абсолютно невозможно изменить или подделать. Имеются свидетельства сотен человек, не связанных друг с другом.
Сумма этих документов - фотографий, видео - дает нам возможность установить, как протекал процесс катастрофы, а на основе этого сделать выводы о причинах, по которым  произошла  та или иная деформация.
10.09 А В : Если можно, двумя предложениями. Как описывает процесс катастрофы Смоленская конференция, каковы общие выводы?
10.22 Профессор: Разрушение самолета произошло не в результате удара - сначала о березу, потом о землю. Самолет разрушился в воздухе. Можно разделить авиационные катастрофы на два типа. Первый, когда разрушение самолета происходит при ударе о землю. Второй тип, когда самолет распадается в воздухе, по каким-то причинам. Это может произойти при каких-то деформациях из-за перегрузки, но также возможно воздействие - снаружи или изнутри... При втором типе совершенно иначе лежат на земле обломки. Фактически, на земле лежит книжка, в которой записан процесс катастрофы. Нужно прочитать ее. А потому - уверен, что вы это тоже заметили - практически нигде не опубликованы снимки всей территории катастрофы с местами расположения обломков. Обычно дискутируют о каком-нибудь фрагменте, упаси боже, не хотят показывать всю картину. И на основе одного обломка обсуждают, было покушение или не было. Нас это не интересует, когда мы описываем процесс. Два довода, которые абсолютно неопровержимы: деформация и дислокация. Еще раз повторю главный вывод Смоленской конференции. Распад самолета начался до того, как он долетел до участка Бодина ( на этом участке росла пресловутая  береза, которая якобы стала причиной крушения, поляки называют её береза Бодина - примеч. переводчика ) То, что я знаю, в чем уверен - эта береза не имела никакой связи с  катастрофой. Положение разлетевшихся фрагментов, место, с которого начался распад, свидетельствуют о том, что разрушение не могло произойти в результате удара о какое-то препятствие. Например, первые обломки, которые  лежат на участке Бодина - это фрагменты середины левого крыла. Но середина не могла выпасть в результате какого-то удара! Что еще более важно. Есть очень хорошо задокументированное положение так называемых " птиц из обшивки" ( небольшие фрагменты самолета, повисшие на ветках деревьев, очертаниями они напоминают птиц - примеч. переводчика ) Это обломки самолета, которые висят на деревьях. Задачей экспериментов и исследований Смоленской  подкомиссии было установить, из какой точки, по какой траектории должны были падать эти фрагменты, чтобы они могли повиснуть на ветках. Между прочим, " птицы из обшивки" есть и на березе Бодина! Важно помнить, что скорость самолета - она установлена точно, это 275 километров в час.  Обломки, если бы разлетались с такой скоростью, ломали бы ветки. Но мы видим, что на тонких веточках висят " птицы из обшивки". Это все можно точно проанализировать, и необходимые эксперименты были выполнены,  при участии  Смоленской подкомиссии от Министерства обороны, на военном аэродроме. Наблюдали свободное падение  фрагментов, точно скопированых с тех, что висят на ветках березы Бодина. Необходимо было, чтобы они повисли на ветках, не повредив их. Выяснили, что траектория падения обломков должна была начаться не менее, чем за 100 метров до той березы, и на высоте не менее, чем 26 метров.
15.06 М Г : А как проводились эти опыты, каким образом?
15.11 Профессор: Фрагменты обшивки, которые висят на дереве на месте крушения, были скопированы в масштабе один к одному. Затем их цепляли к модели самолета, который разгоняли до нужной скорости. В воздухе копии фрагментов отцепляли, и мы, при помощи быстрых камер ( замедленная съемка ) анализировали их свободное падение. Все это зарегестрировано. Это было очень интересное исследование. Мы брали фрагмент левого крыла под номером 31.  Мы точно определили, к какой части обшивки самолета относится тот или иной фрагмент.
16.00 М Г : А какие исследования провела Техническая военная академия?
16.02 Профессор: Много разнообразных исследований! ( улыбается. Дословно он сказал - "воз исследований", что соответствует русскому "воз и маленькая тележка"  - прим. перевод.) Прежде всего, о чем мы уже сегодня упоминали - Техническая военная академия широко развернула работы по компьютерному моделированию корпуса самолета. В их распоряжении есть другой экземпляр Ту-154 М, "близнец" потерпевшего крушение. Он находится на военном аэродроме в Мейске-Мазовецком. Была создана виртуальная модель этого самолета. Сделали это двумя способами: по точкам и лассами. Обе модели совпали. Когда компютерная модель была создана, стало возможно проведение двух типов исследований. Первое - симуляция процессов в разных средах, это виртуальное исследование проводилось как В Польше, так и за рубежом. Кроме того, на основе той же самой виртуальной модели была выполнена, при помощи 3-д принтера, физическая уменьшенная копия самолета. И стало возможным проведение реальных физических экспериментов в аэродинамической трубе. И эксперименты, проведенные с виртуальной моделью, моделирование процессов в разных средах, привели к тем же выводам, что и эксперименты с физической моделью. С точки зрения науки, это наивысший результат.
17.49 А В: Пан профессор, что же выяснили на сегодняшний день: описан процесс катастрофы, известно, что произошло с самолетом, но знаем ли, почему это случилось?
17.58 Профессор: Расследование показало: на дистанции примерно 50 метров  от самолета отрывались разные фрагменты. Это не было последовательным разрушением, потому что одновременно отрывались независимые друг от друга части, из разных мест. Вот например, есть полоса деревьев вдоль улицы Кутузова. Там между деревьями лежат фрагменты. Их падение было почти вертикальным, с большой высоты - иначе между деревьями попасть невозможно - и там лежит элемент левого закрылка, это верхняя часть конструкции самолета. И рядом с ним лежит фрагмент шасси, то есть обломок из самой нижней части. И они лежат рядом! Не может быть какой-то одной причины, из-за которой отломился кусок в верхней части самолета, и одновременно, кусок нижней части конструкции.
Вероятно, причин, из-за которых самолет разрушился, было несколько.
19.36 А В: Где следует искать ответ на вопрос: кто и что сделал, чтобы самолет начал распадаться в воздухе, за много метров до поврежденного дерева?
19.52 Профессор: Не хотелось бы давать категоричных оценок. Но могу сказать так: все то, что выяснили, то, что узнали - и этого уже никто не изменит - свидетельствует, как я уже сказал, что в разных местах конструкции самолета отпадали разные фрагменты, причем это происходило одновременно. Это напоминает процесс, который в технической литературе называют контролируемым демонтажем. Контролируемая разборка. Эту технологию используют при сносе больших зданий, или при демонтаже различных крупных конструкций. В том числе и при разборке на части остовов больших самолетов.
Такая технология позволяет последовательно отделять те или иные элементы конструкции. Если мы обратим внимание на 6-метровый фрагмент окончания крыла, который лежит между деревьями, то его срез имеет такой вид, как будто его сделали циркулярной пилой - но очевидно, что пилы в воздухе не могло быть. Или пила, или детонационный шнур.
21.00 А В: Благодарим вас, пан профессор. Уважаемые зрители, спасибо за внимание.  Это была завершающая передача серии " 10.04.2010. Факты" Желаем вам хорошо отдохнуть летом. Магдалена Гронь, Александр Вержейский. М Г: У нас в гостях был профессор Витаковский. Огромное спасибо, пан профессор. Надеемся, что вы будете нашим гостем в очередной серии передач.
21.32 Профессор: И я благодарю вас за эту встречу. Очень приятно, что вас заинтересовала работа, которую мы бескорыстно проводили на протяжении пяти лет.

Мой комментарий. Вызывает огромное уважение количество экспериментов и специалисты, занятые в них. Эти люди до правды доберутся.
Следующим переведу видео, где подробно рассказывают о ходе расследования за последний год.
Tags: Смоленская катастрофа, самолет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments